Карта сайта

Из Уфы, по Южному Уралу, без автомобиля

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов БашТур - JuicyFly — скидки на отдых до 90% -> Россия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Turist



Зарегистрирован: 14.02.2010
Сообщения: 43

СообщениеДобавлено: Ср Июл 11, 2012 7:35 am    Заголовок сообщения: Из Уфы, по Южному Уралу, без автомобиля Ответить с цитатой

Из Уфы, по Южному Уралу, без автомобиля

Хотелось бы собрать не сложные маршруты, для людей, у которых нет возможности путешествовать на автомобиле. Понятно, что наиболее простой способ – воспользоваться услугами тур. оператора. Но это в другой теме.
Сюда прошу выкладывать доступные, не сложные, самостоятельные экскурсии и походы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Turist



Зарегистрирован: 14.02.2010
Сообщения: 43

СообщениеДобавлено: Ср Июл 11, 2012 7:59 am    Заголовок сообщения: Из Уфы к Инзеру на электричке Ответить с цитатой

Из Уфы к Инзеру на электричке

Самые доступные и надежные, в плане дороги – поездки к реке Инзер. Сюда ежедневно, по расписанию, ходят электрички.

График можно посмотреть тут:
Уфа – Инзер
http://rasp.yandex.ru/-/CRwrjO3S
И обратно Инзер – Уфа:
http://rasp.yandex.ru/-/CRwrz89q

Выйти можно, практически на любой станции: Равату; 71 км (от сюда идет тропа к водопаду Атыш), Зуяково и пр. Есть поляны под палаточные лагеря, чуть позже, выложу небольшие экскурсии от этих станций.

P.S. Убедительнейшая просьба, увозить с собой мусор.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Turist



Зарегистрирован: 14.02.2010
Сообщения: 43

СообщениеДобавлено: Сб Июл 14, 2012 6:35 am    Заголовок сообщения: Равтау. Река Инзер Ответить с цитатой

Равтау. Железнодорожная станция, на участке Уфа – Инзер. Время в пути от Уфы, около 3 часов. На данном участке дороги, железнодорожное полотно, идет практически параллельно, реке Инзер.


Маршруты выходного дня. Долины Инзера в окрестностях Равтау.

I Станция Равтау - поляна слетов (ок.З км )

Сойдя с поезда, у туристов, впервые приехавших на Равтау, сразу возникает вопрос: "А куда идти?" Тем, кто приехал днем, проще. Оглянувшись по сторонам, на востоке можно увидеть густо заросший лесом хребет Улутау - окраинный хребет западного склона Южного Урала. Выделяются 2 возвышенности. Одна по центру, дальняя - это г. Сиектау, её короткий юго-западный склон круто спускается в долину р.Рау, левого притока Инзера, в северо-восточном же направлении гребень горы полого тянется на значительное расстояние. Другая возвышенность, ближняя, располагается слева, ее короткий южный склон круто спускается в направлении полотна железной дороги. Между этими двумя возвышенностями - долина р.Инзер. Туда и следует держать путь.
Тем, кто приехал ночью или в ненастную погоду, теряться не стоит. Если состав прибыл со стороны ст.Дема, то направление пред -стоящего пути совпадает с направлением хода поезда, т.е. в сторону г.Белорецка (на восток). Идти можно как по дороге, тянущейся в 20-30 метрах правее железнодорожной ветки, так и по тропе, проложенной рядом с железнодорожным полотном.
Местность вблизи вокзала заболочена, поэтому надо пройти в конец перрона и, сойдя с него, перейти на тропу. Через несколько десятков метров вправо отходит ответвление, выводящее на дорогу. Если в дальнейшем идти по дороге, то примерно в конце 2/3 пути повстречается небольшой заболоченный участок, его следует обойти слева, выходя на тропу вдоль рельс. Как раз именно в этом месте вправо уходит ответвление дороги, по которому также можно попасть на поляну слетов, но кружным путем. Путь же от станции напрямик занимает около получаса.
Поляна слетов расположена на правом берегу Инзера, вблизи железнодорожного моста. Это место проведения многочисленных турист -ских мероприятий. Долина реки в окрестностях поляны широкая, поросла смешанным лесом: кленом, вязом, дубом, березой, орешником,черемухой, ивой, шиповником. Здесь Инзер выходит из гор и уже спокойным потоком, шириной 80-100 метров течет по предуральской равнине.
На реке много тихих заводей, песчаных отмелей. Хорошие тут места для отдыха и рыбалки. Рыбаки предпочитают удить рыбу с железнодорожного моста, в устье речки Рау и с залесенного острова, расположенного напротив поляны (бродить проще с левого берега).


II Поляна слетов - Французская поляна (9 км) (маршрут за пределами схемы)

Примерно в полукилометре от поляны слетов выше по течению Инзера, на его левом берегу расположена деревня Карагай ("Карагай" от названия местности, в переводе означающей "сосна, сосновое"). Чтобы пройти в поселок, надо перейти Инзер по железнодорожному мосту и сразу по тропе уйти влево. Путь занимает 5-10 минут. В поселке есть небольшой магазин.
От Карагая около 9 км до места, где некогда стоял железоделательный завод, построенный до революции французскими концессионерами. Местность эту часто называют французской поляной. Путь до неё идет по дороге вдоль левого берега Инзера, который на этом участке течет с севера на юг. Долина реки широкая, сложена доломитами и известняками, густо поросла лесом. Переход в один конец занимает около 2-2,5 часов.
Кирпичные развалины бывшего завода живописно возвышаются на правом берегу Инзера несколько в стороне от деревни, носящей название Лемезинский завод. За деревней долина Инзера резко, на 90 градусов, меняет свое направление, река течет с востока на запад.
В 3-х километрах к северу находится г.Яланкас (543м) с вышкой на вершине, а через одноименный перевал проходит путь к водопаду Атыш на реке Лемезе.

III Поляна слетов - дер.Азово - ст.Равтау.

От поляны слетов до дер.Азово по реке около 7 км, а по проселочной дороге около 4-5 км.
Пересекаем поляну, идя вниз по реке. Вправо остается просека, вдоль которой идет высоковольтная ЛЭП. Идти по просеке не рекомендуется. Хотя это самый короткий путь,но тропа слабая и много заболоченных участков.
В конце нашей поляны вправо уходят столбы низковольтной ЛЭП и дорога, спрямляющая путь к деревне. Но пойдем пока не лесом, а вдоль реки.
Постепенно Инзер начинает менять направление своего течения с южного на западное. В месте начала поворота на противоположном берегу отвесная скала (см.маршрут IV).
Пройдя берегом от нашей поляны чуть более полукилометра, вновь выходим на дорогу. Их, причем, две. Одна проходит берегом, другая выходит из леса. Здесь машины вброд пересекают Инзер, выезжая вначале на восточный край крупного острова, а затем на противоположный берег Инзера, Эта дорога ведет к деревне Кизги, что расположена в долине Курташа.
Продолжаем путь берегом, идя по машинному следу, но дорога тут же поворачивает вправо и уходит в лес. Метров через 300 обе дороги сольются, а еще метров через 50 будет новая развилка. Но мы не отвлекаемся от первоначального своего плана и идем вдоль реки. Здесь тропка. Буквально минуты через 4-5 от машинного брода тропа по касательной выводит к другой дороге и тут же уходит влево, ближе к берегу Инзера. Правый рукав Инзера, огибающий остров,меняет направление течения с западного на южное, но после слияния обоих рукавов Инзер опять принимает западное направление. Смотрим на часы: вдоль острова шли не более 10 минут.
Миновав слияние рукавов Инзера, тут же выходим на дорогу. Вдоль нее идет низковольтная ЛЭП. Это как раз та самая дорога, которая уходила с южного края нашей поляны вправо. Дадим описание пути по ней. Дорога идет по лесу вдоль ЛЭП, местами она временно разделяется, но тут же сливается. Вскоре будет дорожный перекресток. Дорога, которая пересекается, идет от машинного брода через Инзер до дороги, идущей вдоль железнодорожного полотна на участке: ст. Равтау - поляна слетов. Эта дорога в метрах 50 от перекрестка разделяется на два уже известных нам ответвления. Наша же дорога за перекрестком также раздваивается. Правая уходит к загороженному участку, а левая его огибает. Не стоит гадать куда идти, через некоторое время эти ответвления сольются, после чего дорога выведет на большую прибрежную поляну. Здесь слева подходит и вливается береговая тропа.
На всем пути, который нами пройден, на берегу Инзера видны следы многочисленных биваков.
Теперь продолжаем путь, идя по дороге вдоль прибрежной поляны. Справа изгородь. В конце поляны Инзер вновь меняет направление с западного на южное, но это местный изгиб, т.к. общее направление реки остается по-прежнему западным. Река течет по равнине,где лишь местами имеются возвышенности. Долина широкая, сложена песчано-глинистыми породами.
Дорога не повторяет изгиб реки, а уходит от нее вправо и идет в западном направлении рядом с лесом и низковольтной ЛЭП. Между ле-сом и рекой - большой луг.
Чувствуется близость деревни, но ее пока не видно. Убедиться в том, что Азово недалеко, несложно. Достаточно в месте поворота реки пройти вдоль неё несколько десятков метров по течению, оттуда будет видно начало деревни.
Всего 5-6 минут займет путь по дороге вдоль луга. В его конце слева начинаются огороженные участки. В этом месте развилка дорог. Вправо слабый машинный след уводит в лес. Влево идет дорога к очередному машинному броду через Инзер. Ну, а продолжив путь прямо, через десяток минут будем в Азово.
Весь путь с поляны слетов до начала деревни занимает минут 40. Азово - большое село, здесь есть сельский совет, почта, медпункт, лесопункт. Короткой дорогой село связано со станцией Равтау, дойдя до которой, можно замкнуть наш маршрут.

IV Поляна слетов - панорамный пункт (ок. I км)


Ниже поляны слетов на противоположном левом берегу видна отвесная скала, которой обрывается в Инзер лесистый отрог - водораздел речек Рау и Курташ, левых притоков Инзера. Отрог этот вплотную подступает своей торцовой частью к реке.
Перейдя Инзер по железнодорожному мосту, надо сразу же свернуть на тропу вправо. Тропа идет левым берегом Инзера, пересекая два небольших ручья и речку Рау. Переходы через боковые ручьи просты и затруднений не вызывают, а через Рау перекинут целый ряд толстых бревен.
На прибрежной поляне, вдоль которой идет тропа, ряд биваков,
здесь удобные места стоянок для небольших групп. Но, останавливаясь здесь, надо помнить о том, что это сенокосные угодья. Справа,за широким рукавом Инзера, лесистый остров. Край острова близко подходит к конечной цели нашего пути - к скале, которую некоторые называют "Эхо". Название это связано с тем, что с реки любой звук усиливается и повторяется. Между островом и скалой небольшая глубоководная заводь.
Дальше берегом Инзера не пройти. Путь преграждает отвесно уходящая в воду скала. На ее вершину от подошвы отрога через лесные заросли ведут несколько троп. Подъем крутой - "пыхтун". Рекомендуется выбрать самое левое ответвление, которое пройдя сырую полянку, начинает подниматься вдоль левого (если по ходу нашего движения,то правого) берега маленького ручейка, летом пересыхающего. Через несколько десятков метров тропа разделяется и оба ответвления уходят вправо от ручья. Любая из троп выведет туда, куда нам надо. Только левая делает петлю, но зато поднимается несколько положе. Правая же, которой чаще всего и пользуются, весьма круто взбирается вверх и, если земля влажная, то здесь довольно скользко.
Перед самым выходом на гребень, эти две тропы сливаются и выводят на наивысшую точку подъема, своего рода "перевал", т.к. дальше начинается спуск на противоположную сторону отрога.
Подъем на "перевал" с берега Инзера займет 8-10 минут, а набор высоты составляет 80 метров по вертикали. На весь же путь с поляны слетов, включая и подъем, уходит минут 20.
Из-за окружающих деревьев обзор с "перевала" довольно ограничен. Удобные панорамные точки находятся в нескольких десятках метров ниже по гребню скалы. На спуск к ним уйдет всего пара минут. Туда ведет заметное ответвление тропы.
Со смотровых "площадок", а их 2, открывается великолепная панорама Предуралья и отрогов хребта Улутау. Глубоко внизу -широкая лента Инзера. Хорошо видны домики поселков Азово, Карагай, железная дорога, поляна слетов. Станцию Равтау не видно, она "затерялась" в лесу. Однако её можно "вычислить". Следует проследить за направлением контактной линии электропередач вдоль железной дороги и недалеко от поселка Азово можно будет увидеть очертания расположенной рядом с вокзалом подстанции (Ам=290°).
Скала, на которую мы взошли, самое, пожалуй, красивое место в округе.
В лагерь возвращаемся по уже знакомому пути. Для разнообразия с отрога можно спуститься другой тропой. Например той, что ведет от смотровых площадок вправо и круто вниз. Спуск занимает вдвое меньше времени, чем подъем: 4-5 минут.

V Поляна слетов - долина р.Курташ (среднее течение)

Курташ в переводе означает: "кур" - богатый, "таш" - камень, гора.
Для того чтобы с нашей поляны попасть в долину этой реки, есть несколько путей. Предложим два из них, наиболее простые.
Поднимаемся на водораздел рек Рау и Курташ (см.маршрут 1У). С "перевала" в долину Курташа уходит тропа. Через несколько десятков метров от нее отходят вправо - вниз два ответвления. Ниже они, сливаясь, выводят на берег Инзера.
Продолжим свой путь левой тропой, траверсируя хребет. Идем лесом с небольшой потерей высоты: 30 метров на километр пути. Через 15 минут от "перевала" тропа выводит к полю. Мы в долине Курташа,но на его восточном склоне. Здесь тропа теряется. Деревни Кизги, расположенной на западном склоне долины, пока не видно. Не видно и дороги, идущей по низу долины. Можно напрямую спуститься на дорогу, идя вниз вдоль кромки поля и леса, пересекая долину поперек. Местами попадается машинный след. Через 5-7 минут пути выходим на хорошую дорогу, идущую со стороны Инзера на Кизги.
Можно поступить иначе. Пойти вверх по долине вдоль леса и поля, где путь более интересен. Часто встречается душица, зверо -бой, мята, попадаются земляника, костяника. Тропа имеется лишь местами. Ориентиры здесь следующие: на пятой минуте пересекаем неглубокий овражек, еще через три минуты встречается лесоустроительный столб № 18-23, а еще через пять минут хода достигнем конца поля. Спустившись в ложбинку, замечаем след от дороги, уходящей вправо. Пойдя по нему, пересекаем заболоченную низину и через несколько минут выходим на машинную дорогу, поднимающуюся со стороны Инзера. Тут же брод через Курташ, глубина 15-20 см. На левом берегу дорога сразу же раздваивается. Правое ответвление круто уходит на склон. Левое же идет в Кизги, постепенно уходя от реки вправо. Продолжаем путь по левой дороге. Она идет вдоль ручья, левого притока Курташа. Минут за 10 доходим до развилки истоков этого ручья. Один из них стекает по крутому склону со стороны Кизги, другой течет по долине Курташа вдоль границы дна долины с ее западным склоном. Предстоит очередной несложный брод,после которого дорога взбирается на склон,где уже видны первые деревенские домики. Весь путь с "перевала" до Кизги займет минут 45-50.
Перед последним бродом из Кизги влево уходит дорога, пересе -кающая поперек долину Курташа. Она выводит на правый, восточный склон Курташа и затем ведет в его верховья. Идя по этой дороге, минут за 10-15 пересекаем поляну, лес, сырую низину, бродим Курташ, поднимаемся по заболоченному правому склону. Чтобы быть точными,сообщим, вправо отошла тропа, маркированная лесоустроительными веш -ками "п/п 0,67". Тропа идет вдоль долины, по редколесью, выводит на луг у подошвы возвышенности и здесь теряется.

VI Поляна слетов - долина р.Курташ (нижнее течение).

Взойдя на водораздел рек Рау и Курташ (см. маршрут IV), идем с "перевала" влево - вниз по тропе. Причем от неё вправо отходят два ответвления. Ниже они сольются в одну тропу, которая выведет на левый берег Инзера. Спуск с гребня скалы - "перевала" займет всего минут пять.
Впереди луг и поле. Идем по тропе, минуты через три выходим на дорогу. Метрах в 100 правее находится машинный брод через Инзер, о нем упоминается в описании маршрута III.
Поворачиваем влево и идем по дороге, она пересекает поле вначале в направлении Ю-Ю-3, затем меняет направление на южное и заходит в долину Курташа.
Часть долины этой речки вспахана и засеяна. Здесь два поля:
верхнее и нижнее, разделенные полоской леса. К верхнему полю мы выходим маршрутом V. Нижнее поле тянется по правому берегу Курташа, который сам пока не виден. Дорога, идя вдоль поля, как бы делит его еще на две полосы. Вблизи брода через Курташ поле заканчивается. До деревни Кизги остается еще минут 20 хода (см.маршрут V).
Путь по этому маршруту занимает примерно столько же времени как и по маршруту V,но несколько проще, особенно в ориентировании.

VII Верховья реки Курташ

В среднем течении Курташ, выйдя из узкого ущелья своего верховья, резко отклоняется влево, к северо-западу, в сторону дер. Кизги. Пути движения по нижней и средней части долины описаны в маршрутах V и VI. Теперь давайте поднимемся в верховья этой речки. Долина, в которой Курташ протекает в верхней своей части, лесистая, сжата с обеих сторон отрогами хр. Улутау, много скальных выходов, боковых притоков почти нет.
Для подхода к ущелью выберем путь, описанный в маршруте V. Идем вдоль кромки верхнего поля и леса. Там, где поле заканчивается, вправо уходит дорога на Кизги. Мы же продолжаем путь по тропе в юго-восточном направлении. Отсюда - от сворота дороги - и начинаем отсчет времени. Через 3 минуты выходим на небольшую, уютную зеленую полянку. Слева невысокий травянистый уступ, поверх которого начинается лес. Справа ручей, видимо это один из рукавов Курташа.
Лес смыкается. Тропа часто пересекает сырые участки. На 8-й минуте слева скальные выходы, а рядом с тропой, справа от нее, маленький родничок.
Тропа близко подходит к ручью, текущему параллельно Курташу, шум которого слышен в метрах 50-70 правее. На 13-й минуте пути справа незаметно подходит еще одна дорога со стороны деревни Кизги. Дальнейший путь будет проходить по этой двухколейной дороге. Долина реки все более сужается.
На 22-й минуте выходим к правому притоку Курташа. За 3-4 минуты до этого дорога впервые выводит на берег самого Курташа.
Приток Курташа - это маленький ручеек, который можно спокойно перешагнуть. Его можно даже и не заметить. Но как раз идя по его распадку можно логично перевалить в долину речки Рау (см. маршрут IX.)
Подводя промежуточный итог пройденного пути, скажем, что поднимаясь по долине Курташа, уже набрали 60 метров высоты.
Получасовая - часовая прогулка в верховья Курташа при продолжении дальнейшего пути доставит приятное впечатление. Дорога периодически переходит с берега на берег, так за первые 20 минут - 6 переправ. На левом берегу интересные выходы скал.
Минут через 35 пути вправо от реки уходит тропа, поднимающаяся по крутому суходолу. Здесь можно повернуть назад, вернувшись в лагерь либо прежним путем, либо по маршрутам VIII или IX.

VIII р.Курташ (среднее течение) - долина р.Рау (нижнее течение).

Переход из долины среднего течения Курташа в долину р.Рау можно осуществить за 1-1,5 часа. Путь идет местами по дорожному следу, местами по тропе. Но отыскание тропы и дороги в самом начале подъема представляет определенную трудность. С верхнего поля Курташа найти начало подъема не так-то просто.
За ориентир возьмем лесоустроительный столб N 18-23 (см.маршрут V), врытый у кромки верхнего поля на границе с лесом. От этого столба надо пройти вдоль поля вверх по долине (к югу) 15 метров. После чего следует повернуть влево, на 30-40°, изменив направление движения (Ам=128°) и по травянистому склону метров через 100 выйти на дорожный след. Дорога круто уходит вверх по глинистому склону, переходя в тропу.
Первые 20 минут подъема очень круты. Затем путь выполаживает-ся. Двухколейный дорожный след полого петляет в лесу. Постепенно дорога переходит на спуск. Набор высоты от начала подъема составил 180 метров, а предстоящий ее сброс при спуске в долину Рау - 230 метров. Спускаясь, не надо уходить по дорожным следам в стороны. Дорожные следы настолько "древние", что между колеями выросли дере-вья. Тропа, едва приметная в густой траве, спускается по лесу и вы-водит к речке Рау, в её нижнем течении. Брод на правый берег. Здесь дорога. Ориентир - вблизи вторая по счету опора высоковольтной ЛЭП, после её "перехода" на левый берег Инзера. Отсюда еще несколько минут пути до железнодорожного моста.

IX р.Курташ (начало верховья)-долина р.Рау (среднее течение).

Переход через водораздельный хребет Рау - Курташ в этом месте будет проходить по распадкам небольших боковых притоков, без троп и потребует применения навыков ориентирования.
Путь начинаем от устья небольшого ручья, правого притока Курташа (см.маршрут VII). Идем вдоль ручья вверх по крутому склону. Продираемся сквозь густые лесные заросли, путь затрудняют скрытые в густой траве и папоротнике камни.
Минут через 15 от начала подъема, набрав 50 метров по высоте, выходим к скалам, они слева по ходу. В одной из складок - крохотный грот, рядом остатки большого деревянного настила.
Долина ручья начинает расширяться. Слева гряда из огромных камней. За ней небольшая сырая травянистая поляна. Дальнейший подъем будет проходить большей частью по сырым, заболоченным участкам, поэтому предпочтительнее идти ближе к склону, принимая влево, либо берегом, принимая вправо по ходу.
В пути мы уже 45 минут, при этом из долины Курташа набрали 90 метров высоты. Минуем следующую большую заболоченную поляну. Здесь важно правильно сориентироваться. На севере виден просвет в хребте. Поворачиваем влево. Набираем незаметно еще 50 метров высоты, идя по лесу. Но вот постепенно подъем переходит в спуск. Смотрим на часы. Оказывается поднимались на хребет немногим более часа чистого ходового времени.
Почти столько же уйдет времени и на спуск в долину р.Рау. Ориентирование здесь простое. Следует идти вдоль ручья, он и выведет куда надо.
Начинаем спуск. Идти по крутому углублению ручья неудобно. Проще перейти на лесистый гребешок, разделяющий истоки ручья. Ниже некоторое время будет удобно идти по ручью, а затем лучше перейти на правобережный склон. Путь трудоемкий, густая высокая трава скрывает камни и упавшие стволы деревьев. Постепенно опять оказываемся вблизи ручья. Идем вдоль него, переходя с берега на берег. Временами на левом склоне появляется некое подобие старой заросшей тропы.
Уже спустившись в долину р.Рау, следует расстаться с ручьем и, умеренно забирая влево, выйти к реке. Не следует дальше продолжать путь левым берегом, даже если будет тропа. Надо перейти на правый берег Рау, вдоль которого идет, хоть и заброшенная, местами заболоченная, но все же дорога. Выше на правом склоне долины Рау видны осыпные склоны и выходы скал. Вместе с временными характе-ристиками эти ориентиры помогут тем, кто проложит свой маршрут в обратном направлении.
Перейдя Рау, поворачиваем влево и идем по дороге. Минут через 10 дорога выходит к высоковольтной ЛЭП, которая под углом режет склон г.Сиектау, переваливая через отрог. Дальнейший путь идет вдоль ЛЭП и минут через 20 выводит к Инзеру в районе железнодорожного моста.


Первоисточник:
Фото карты: http://tourmuseum.ru/popularny/pict/rav2q.php
Текст: Киселев Вячеслав Александрович
Копировал схему: Корытов Сергей Дмитриевич
РТП, 1991 г., ТИПОГРАФИЯ УМПО, ТИР.500, ЗАК.3834
Источник: http://tourmuseum.ru/popularny/ravtauq.php
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов БашТур - JuicyFly — скидки на отдых до 90% -> Россия Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group